Как росло «Зерно»
Арт-группа «Зерно» — креативное сообщество, вышедшее из стен «той самой сгоревшей церкви» Анненкирхе в Санкт‑Петербурге и считающее своей миссией разговор о вечном языком современного искусства, понятным человеку XXI века.

Цель арт-группы не превратить всех посетителей выставки или концерта в прихожан, а помочь им изменить своё мнение о церкви, христианстве и религиозности в лучшую сторону.

История творческого объединения связана с возрождением лютеранского прихода церкви святой Анны, которое началось в 2013 году с одного пастора и обгоревшего здания, а спустя 10 лет насчитывает в своей общине свыше 200 человек, активно участвующих в жизни церкви и её проектах.

В течение 2020–2021 годов среди руководства и прихожан сложилась креативная команда, назвавшаяся арт-группой «Зерно» и стремящаяся через узнаваемые или оригинальные образы «напомнить о Божественной природе окружающего мира, о причине смертности тела и спасении души от вечной смерти через Иисуса Христа».

Оригинальные проекты арт-группы «Зерно» представлены не только в стенах Анненкирхе. В Культурном квартале «Брусницын» в Санкт‑Петербурге проводится масштабная выставка «Апокалипсис», в Пушкинской кирхе — выставка «Совершилось», планируется творческое присутствие в Москве, продолжается работа над проектом природного парка с христианскими инсталляциями на основе загородной базы отдыха в Ленинградской области.

Участники арт-группы «Зерно» стремятся не только посетить все значимые выставки современного искусства и различные фестивали, проходящие в Москве и Санкт‑Петербурге, но и регулярно отправляются в творческие командировки для знакомства с современными выставочными технологиями в Европе, Азии и Америке. В 2022 году команда посетила Венецианскую биеннале и библейские выставки в США, а летом 2023 года совершила познавательное турне по странам Дальнего Востока.

Анненкирхе насчитывает 300 лет интереснейшей истории. Знаменитый архитектор Юрий Матвеевич Фельтен, автор решётки Летнего Сада, в 1775–1779 годах построил красивое здание в стиле классицизм с двумя парадными фасадами. Прихожанином Анненкирхе был ювелир Карл Фаберже, здесь венчался художник Карл Брюллов. К началу XX века церковь святой Анны стала вторым по численности лютеранским приходом в Санкт‑Петербурге — около 12 тысяч человек.

В советское время храм закрыли и перестроили под кинотеатр «Спартак», ставший единственным кинотеатром Госфильмофонда в Ленинграде и отличавшийся нетипичным и уникальным для Страны Советов репертуаром. Здесь можно было увидеть и мультфильмы Уолта Диснея, и зарубежное фестивальное кино — 1‑2 регламентированных киносеанса в день открывали нашим зрителям мир киноискусства капиталистических стран. После перестройки в 1990‑х годах место осталось культовым, в здании кинотеатра разместился рок-клуб, где выступали знаменитые рок-группы: «Аквариум», «Король и Шут», «Ленинград», «Сплин» и др.

В 2002 году городские власти приняли решение вернуть здание лютеранской общине, но грандиозный пожар на долгие годы превратил церковь в каменные руины. Только в 2010‑2011 годах была проведена реставрация фасадов, возведена временная кровля, восстановлены внутренние перекрытия. Внутри так и остались обгоревшие стены и полное отсутствие коммуникаций.

В конце 2013 года Церковь Ингрии приняла здание. Волонтёры и пастор Александр Кудрявцев несколько месяцев освобождали его от строительного мусора. Как только в Анненкирхе забрезжила жизнь, загадочная атмосфера сгоревшей церкви немедленного привлекла внимание неформальных художников. Первая выставка под названием «Человек как материал» с разрешения о. Александра состоялась уже в августе — ноябре 2014 года, следом — выставка-инсталляция «Старухи». Эти события привлекли внимание прессы. Пастор Александр Кудрявцев дал интервью журналу The Village, где подчеркнул, что лютеранская церковь открыта не только для духовных, но и для культурных мероприятий, в том числе выставок современного искусства.

Интерес к Анненкирхе проявили не только художники. С 2014 года в стенах церкви проходят концерты классической музыки, неоклассики и музыки из кинофильмов. Количество запросов на мероприятия быстро росло. Потребовалось отбирать и сопровождать мероприятия на площадке. Фотосессии и ярмарки, съёмки фильмов, сериалов и музыкальных клипов, концерты и выставки — насыщенная культурная жизнь, привлекающая большое количество молодёжи, требовала направить события в нужное духовное русло.

В 2015 году Церковь Ингрии назначила попечителем общины диакона Евгения Раскатова, руководителя миссионерского отдела Церкви с миссией выстроить взаимодействие с представителями творческих коллективов и художниками и использовать коллаборацию церкви и деятелей искусств для возрождения жизни общины и привлечения новых членов прихода. Одним из основных условий проведения мероприятия в Анненкирхе стало выступление о. Евгения перед каждым концертом или открытием выставки. Это условие способствовало всё большей известности и привлекательности арт-площадки, так как мероприятия ассоциировались именно с местом их проведения: «Анненкирхе делает что‑то». Арт-директором Анненкирхе стала Светлана Ивашкевич, до этого помогавшая украшать и стилизовать пространство церкви в качестве волонтёра.

Новая арт-команда сформулировала чёткие критерии для проведения мероприятий на площадке: соответствие христианской морали, достойная репутация артистов и организаторов, открытость мероприятия (билеты в открытом доступе либо бесплатный доступ для всех желающих), присутствие внятной идеи мероприятия, понятный посыл, прозрачность и честность намерений, мероприятие должно нести только позитивную идею: добро, любовь и радость.

Одновременно в соцсетях и на афишах, вывесках и объявлениях в здании Анненкирхе вырабатывался тон общения с аудиторией и посетителями. С одной стороны, это голос старшего друга, старающегося немного назидать, с другой — в этом тоне присутствует ирония над пафосной религиозностью. Рекламный постер библейских бесед в социальных сетях Анненкирхе выглядел достаточно смело: под размноженным изображением Иисуса Христа с отсылкой к творениям Энди Уорхола несколько строк текста с как будто неправильной, «слетевшей» кодировкой, а после фраза: «Говорим о вечном на понятном языке. Добро пожаловать!».

Позиционирование Анненкирхе в качестве «другой церкви», отличающейся от большинства дружелюбием, креативностью и полезным творческим досугом, принесло свои плоды — начала быстро расти и формироваться молодая христианская община. Первый вариант алтарной картины в большом зале церкви также подчёркивал имидж «другой церкви» — художник Кирилл Ведерников предложил образ «Пьета» вместо традиционного для алтаря распятия.

Множество важных событий произошло в 2018 году. Став одной из площадок Петербургского международного экономического форума, Анненкирхе получила в свой актив мультимедийное шоу об истории церкви, а в 2022 году команда удачно использовала эту программу для выставки, посвящённой 300‑летию истории церкви на Кирочной. На фестивале науки Science Fest от Планетария № 1 в стенах Анненкирхе впервые появилась огромная светящаяся Луна, в дальнейшем один из любимых и чаще всего тиражируемых в социальных сетях экспонатов выставки «Сотворение». Появился новый формат концертов — «Классика с комментариями», во время которых о. Евгений дополнял музыкальную концертную программу тематическими рассказами о богословском смысле исполняемых произведений. В дальнейшем репертуар таких концертов был существенно расширен: появились тематические программы, приуроченные к Рождеству, Пасхе, дню рождения Анненкирхе.

В том же году состоялась первая выставка‑знакомство группы современных христианских художников «После Иконы», положившая начало многолетнему плодотворному сотрудничеству. «Наглядная инвентаризация христианского дискурса» этого творческого объединения успешно влилась во все крупные проекты Анненкирхе. Многие художники принимают в них участие на постоянной основе. Куратор проекта «После Иконы» Ника Клёцки пишет картины специально к некоторым выставкам в Анненкирхе. Некоторые работы становятся узнаваемыми символами церкви св. Анны. Например, работа Кэти Меладзе «Смертию смерть поправ» (два живописных полотна с изображением кистей рук Спасителя с ранами от гвоздей) встречает не только посетителей при входе в кирху, но и зрителей ютуб-канала церкви в первом кадре всех роликов.

Выход на новый уровень команды Анненкирхе стал возможен после участия в Ночи музеев 19–20 мая 2019 года. Успех был настолько впечатляющим (в эту ночь площадку посетили 8000 человек — сопоставимо с посещаемостью зоопарка и филармонии), что творческая группа из Анненкирхе почувствовала в себе потенциал для самостоятельных масштабных выставок, а к скорой реализации этой идеи подтолкнули события, изменившие жизнь всего человечества — карантин в связи с эпидемией COVID‑19.

В период локдауна сотрудники церкви св. Анны начали активно развивать свой ютуб-канал под слоганом «Блог самой необычной церкви». В течение 2020 года творческая команда объехала на машине Ленинградскую область, посещая заброшенные и восстановленные церкви и монтируя на основе этих поездок просветительские ролики для канала. В дальнейшем материалы, собранные во время этих поездок, позволили выиграть конкурс Фонда президентских грантов и осуществить проект «Открытая кирха», призванного привлечь внимание к кирхам как к объектам локальной истории и культуры. Возле 25 евангелическолютеранских церквей установили информационные стенды, рассказывающие об истории зданий и судьбах прихожан, а также создали сайт с картой этих объектов.

После ослабления ковидных ограничений осенью 2020 года общине удалось масштабно отметить день рождения Анненкирхе: выставка работ Кирилла Ведерникова (совместно со стрит-арт художником Олегом Лукьяновым) «Сотворение», вновь размещённая в большом зале Луна, украшенная цветами парадная лестница, деревянные светящиеся фигуры рыб под потолком от проекта Paraneba и 44 экскурсии об истории кирхи за неделю от прихожан-волонтёров и сотрудников.

К Рождеству в церкви появился новый арт-объект, который стал прочно ассоциироваться с Анненкирхе: подвешенная к потолку перевёрнутая вверх ногами рождественская ель. «Ёлка тяготеет к небесному», — гласило привычно оригинальное теологическое разъяснение пастора Евгения Раскатова в ответ на претензии не готовой к новому взгляду на привычные вещи общественности.

В начале 2021 года городскими властями вновь был усилен карантин и наложены ограничения на единовременное количество посетителей общественных мест. Команда церкви задумалась, какое мероприятие можно организовать, чтобы на объекте постоянно, ротируя друг друга, находилось максимально разрешённое количество посетителей (в Анненкирхе это 75 человек единовременно). С учётом накопленного опыта решили подготовить и провести самостоятельную христианскую выставку, при этом основанную на фотогеничных арт-инсталляциях. Приближающееся время Пасхи логично привело к идее объяснить историю возникновения этого праздника. Первая оригинальная, полностью самостоятельная выставка общины Анненкирхе называлась «От Песаха к Пасхе». Выставка рассказывала про ветхозаветный сюжет исхода еврейского народа из Египта, которому посвящён праздник Песах, и про христианскую Пасху, которая выросла из ветхозаветного праздника.

За 13 дней работы выставку посетили 6000 человек, экскурсоводы-прихожане провели 150 экскурсий по выставке. Двенадцать упоминаний в СМИ и сотни публикаций в соцсетях закрепили успех.

К созданию библейских образов команда Анненкирхе подошла масштабно: для визуализации расступающихся вод Красного моря использовался видеомэппинг, пол главного зала церкви (локация «Синайская пустыня») покрыли 120 тоннами песка, в часовне расположили экран с «кибер-пастором», рассказывающим о выставке и сути праздника Пасхи. Для создания инсталляции «Тайная вечеря» в ротонде обратились к классическому иконографическому образу эпохи Возрождения, но в современной интерпретации: вместо сидящих за столом апостолов и Христа поставили пустые стулья, все разные, не похожие друг на друга, над композицией — терновый венец. Среди стульев были даже грязный и сломанный как символ того, что Иисус любит человека любым. В архитектурной мастерской Paraneba по счастливой случайности команда проекта нашла центральный стул со спинкой в форме креста.

В период проведения выставки богослужения проводили в эффектных экспозиционных локациях. Этот опыт пришёлся по душе общине и стал традицией при проведении последующих выставок.

Повторно выставка «От Песаха к Пасхе» состоялась весной 2022 года и показала ещё более впечатляющие результаты: за 50 дней работы её посетили 50 тысяч человек, экскурсоводыприхожане провели 500 экскурсий. Стремясь не просто повторить, а улучшить и обновить выставку, локацию «Гефсиманский сад» перенесли в часовню, а лестница на второй этаж превратилась в инсталляцию «Via dolorosa», крестный путь Христа, с помощью паутины кроваво-красных нитей. Эта идея была вдохновлена работами японской художницы Тихару Сиоты.

Осенью 2018 году в Анненкирхе проходила персональная выставка художника Анатолия Шумкина «Се человек» с циклом картин «Страсти Христовы». Во время проведения «От Песаха к Пасхе» работы Анатолия вновь украсили стены церкви, а после закрытия выставки цикл остался в храме в качестве постоянного интерьера большого зала.

Следующим крупным собственным проектом стала выставка «Ковчег» летом 2021 года, приуроченная к рождеству Иоанна Крестителя. Через библейские сюжеты, объединённые тематикой символизма воды в христианской культуре, арт-группа «Зерно» постаралась передать и богословский смысл: напоминание о греховности человеческой природы, о необходимости веры и крещения.

Вновь всё пространство церкви использовалось для локаций выставки. Во входной группе, символизирующей «духовное дно», использовались видеопроекции на потолке: над головой у посетителей проплывал ковчег и шагал по воде Иисус. В большом зале по проекту прихожанина Алексея Большакова был построен и сам «Ковчег» — деревянный макет судна, покрытый отпечатками лап и копыт различных животных, спасшихся вместе с праведным Ноем. Некоторые локации сделали интерактивными: посетители ротонды могли «походить по воде», как Иисус, подняться по лестнице-радуге, символизирующей путь покаяния, а в финале экспозиции — взойти на ковчег спасения.

Осенью 2021 года состоялась выставка «Сотворение», ставшая, пожалуй, самым популярным проектом Анненкирхе и с большим успехом прошедшая повторно в 2022 и 2023 году. Рассказ о шести днях творения, основанный на первых главах Книги Бытия, был насыщен эффектными визуальными образами и интерактивными инсталляциями с узнаваемым «культурным кодом». Прикоснувшись к огромной «Руке Бога» в ротонде, посетитель выставки мог представить себя на месте первого человека из знаменитого «Сотворения Адама» Микеланджело и разместить соответствующее эффектное фото в социальных сетях; отдохнуть на пуфиках под медитативную музыку под огромной светящейся Луной; оказаться в «Садах Эдема»; быть символически изгнанным из Рая, пройдя турникет без возможности вернуться; написать «письмо Богу» и получить ответ (цитату из Библии) в финальной локации.

Тремя важными условиями отбора экспонатов и инсталляций для Анненкирхе стали: наличие духовного смысла произведения, соответствие христианской этике и визуальный вау-эффект, заостряющий внимание современного человека, измученного огромным количеством разнообразного контента сомнительного качества, на действительно глубоком и важном.

По итогам 2022 года культурные проекты Анненкирхе были отмечены сразу несколькими премиями интернет-портала KudaGo. Выставка «Сотворение» заняла второе место в номинации «Выставка года» в Санкт‑Петербурге, а концерт «Музыка из кино на органе» получил первую премию.

Традиционные рождественские мероприятия, ранее проходившие в формате ярмарки в празднично украшенной церкви, также приобрели формат мультимедийных выставок с тематическими инсталляциями, арт-объектами и регулярными экскурсиями с рассказом об изначальном христианском смысле зимних праздников.

Все крупные выставки «Анненкирхе» сопровождаются работами художников, переосмысливающих библейские события. Чаще всего это картины нескольких авторов, но зачастую персональные выставки могут стать интересной коллаборацией и дополнить тематику основного проекта. Так выставку «Рождество 2021/2022» сопровождали знаменитые и пользующиеся большой любовью разных христианских конфессий «Небесные жители» Елены Черкасовой, расположившиеся на балконе церкви св. Анны. Иногда Анненкирхе становится площадкой для первого публичного экспонирования картин начинающих авторов.

Например, выставка «Рождество 2022/2023» стала успешным дебютом для Виктории Свитлик — картина «Из яслей» нашла счастливого обладателя ещё до окончания выставки, так как Анненкирхе в этих случаях выступает в качестве галереи современного искусства, помогая художникам реализовать экспонируемые работы.

К работе над выставками руководство Анненкирхе приглашает всех желающих. Часто прихожане активно участвуют в работе выставок, становятся экскурсоводами, помогают с монтажом и демонтажем, участвуют в создании экспонатов идеями и делом. Община ничем не ограничивает творческий рост активных участников проектов. Например, прихожанка София Зимина стала куратором выставки «Совершилось» в Пушкинской кирхе.

Осень 2022 года община встретила выставкой-путешествием по основным вехам истории Анненкирхе, приуроченной к 300‑летию со дня освящения первого здания церкви на Литейном дворе. Посетители могли «путешествовать во времени» с помощью видеомэппинга и дополненной реальности в VR-очках, ностальгировать за просмотром черно-белых кинофильмов в часовне или погрузиться в антураж «неформальных» культовых 90‑х в пространстве лестницы. Эта локация позволила осуществить одну из интереснейших инсталляций выставки, нацеленную на христианскую проповедь. На трёх картинах, расположенных на разных пролётах лестницы, был изображён Иисус в окружении человеческих фигур. Вокруг были расположены фотографии времён ночного клуба в стенах церкви. Поднимаясь выше, посетитель видел, что фотографии становятся обгоревшими. Ещё выше, в третьей части триптиха, сгорали все, кроме Христа. Импульсом для такой яркой иллюстрации новозаветного сюжета изгнания торгующих из храма («Иисус остался, а все остальные сгорели») стало посещение арт-группой «Зерно» павильона Швейцарии на Биеннале‑2022 и представленная в нём инсталляция сгорающих по мере выхода на свет из темноты соломенных фигур, не имевшая в основе христианских коннотаций.

Памяти жертв периода репрессий посвятили экспозицию (впоследствии ставшую постоянной) в подвальном помещении Анненкирхе. Настоящие кресты с заброшенных лютеранских кладбищ, плакаты с антирелигиозной пропагандой и стук пишущей машинки, печатающей имена невинно пострадавших за веру людей — горький и трогательный призыв помнить о произошедшем.

В период проведения юбилейной выставки состоялся творческий выход арт-группы «Зерно» за пределы стен церкви св. Анны, в данном случае на улицы Петербурга — на крыше кирхи «поселился» надувной голубь Аннатолий, мгновенно заполонивший социальные сети жителей и гостей города. Онлайн-успех инсталляции по итогам года был отмечен престижной всероссийской наградой в области медиа в номинации «инфоповод» от проекта «Медиалогия».

В 2023 году арт-группа «Зерно» не менее активно использует в своих проектах современные технологии и мировые тренды. На выставке «Страсти» в ротонде разместилась медиа-инсталляция «Тайная вечеря», с помощью которой посетители могли ощутить себя непосредственными участниками одного из ключевых новозаветных событий. Для записи аудио-инсталляции «Не я ли, Господи?», звучавшей возле зеркала с такой же надписью, пригласили известных людей и священников различных христианских конфессий.

Завершающей локацией выставки «Совершилось» в Пушкинской кирхе стали картины, созданные искусственным интеллектом по запросу «Воскресение». Для «Апокалипсиса» в культурном квартале «Брусницын» также с помощью ИИ получили иллюстрации различных сценариев апокалиптических событий, описанных в Библии и тиражируемых в массовой культуре.

Существенная медийная активность и популярность Анненкирхе как современного атмосферного выставочного пространства помогает решать задачи сохранения исторического здания церкви и формирования общины верующих. В сентябре 2021 года по приглашению арт-директора Светланы Ивашкевич состоялась выставка акварелей главного архитектора Москвы, художника Сергея Кузнецова, передававших живое впечатление от шедевров архитектуры в мистической атмосфере кирхи. Архитектор был впечатлен «диковатым в своей незавершённости, брутальным, сильным, мощным» пространством и согласился возглавить разработку проекта по ремонту и реставрации здания. В феврале 2023 года, на открытии второй персональной выставки Сергея Кузнецова в стенах церкви св. Анны «Из огня» (12 выполненных углём крупноформатных архитектурных пейзажей) состоялась презентация проекта преображения «той самой сгоревшей церкви», предусматривающий включение в новый дизайн следов непростой истории здания при сохранении неповторимой атмосферы.

В ожидании согласования проекта и планового закрытия на ремонт на неопределённый срок (события, несомненно, счастливого, но в то же время создающего объективные сложности для продолжения деятельности уже довольно большого творческого коллектива Анненкирхе) команда развивает проекты в новых локациях.

16 апреля 2023 года в г. Пушкин открылась выставка современного сакрального искусства «Совершилось». Арт-группа «Зерно» создали глубокий, атмосферный проект в подвале Пушкинской кирхи — локации, погружающей в первые века христианства, напоминающей о катакомбном периоде христианского искусства. Сильное эмоциональное впечатление производят пронзительные деревянные скульптуры Дмитрия Рытяева «Не рыдай Мене, Мати» и «Страстная пятница» и концептуальные работы Максима Дёмина. В одной из картин серии «Объекты сохранения» при изображении распятия художник использует настоящие старые гвозди от иконы. Помимо работ художников, специализирующихся в области христианского искусства, в выставке приняла участие мастер по керамике Ольга Гендель. У Ольги не было опыта обращения к христианской тематике до работы над инсталляцией «Тайная вечеря». Хрупкие, неровные керамические чаши-черепки с изображением основных сюжетов Страстной недели удивительно тонко контрастируют с холодным, наполненным трагическим предчувствием подвальным помещением выставки и в то же время не менее тонко дополняют это мерцающее ожидание конца и одновременно бесконечности бытия.

Также на выставке представлен необычный экспонат, позволяющий посетителю отправиться на две тысячи лет назад и своими глазами увидеть последний путь Спасителя — песчаный макет Иерусалима времён Иисуса Христа. Скульптор Анна Сосенская выполнила все архитектурные детали из пенопласта и покрыла несколькими слоями песка. И утекающее, как песок, время, разделяющее нас и события Страстной недели, и знойный климат библейского центра мира, и кроваво-красная нить крестного пути становятся осязаемыми для гостей выставки.

Эффектным и масштабным стал дебютный проект Анненкирхе на светской территории. В модном общественном квартале «Брусницын» на территории 1000 кв. метров арт-группа «Зерно» создала остроумную просветительскую выставку, повествующую о конце света с точки зрения христианина. Девиз «Апокалипсиса» — «давайте его ждать, а не бояться» — сопровождается достаточно радикальными локациями. Посетителям предлагается прыгнуть в ад (предварительно непременно сняв обувь!), взобраться на Вавилонскую башню и символически умереть, чтобы попасть в Рай. К идее того, как должно выглядеть фотогеничное Царствие Небесное, креативная команда пришла, вдохновившись знаменитой светящейся комнатой проекта teamLab, ведущего мирового производителя мультимедийных произведений искусства с использованием цифровых технологий.

Все выставки Анненкирхе проходят с использованием аудиосопровождения. Иногда это абстрактные или тематические мелодии и звуки, но зачастую происходит качественное взаимодействие с известными артистами. Для иллюстрации атмосферы рок-клуба 90 ‑х в ротонде церкви звучала музыка культовых групп «Сплин», «Король и Шут», «АукцЫон», «НОМ», на выставке «Страсти» — песня «Спи, Иисусе» в исполнении Таисии Краснопевцевой и Сергея Калачёва.

Очевидно, что Арт-группа «Зерно» полна творческих идей и планов, её новые оригинальные проекты будут широко востребованы.

Продолжается работа над созданием загородного парка современного христианского искусства. Был объявлен конкурс среди студентов Санкт ‑Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица, и талантливая молодёжь разработала проект домиков для турбазы в Вуоксе. Лучшие проекты получили премию. Летом студенты проходили производственную практику с преподавателями непосредственно на местности и готовили проект под рабочим названием «Bible Park».

В заключение хочется отметить, что позитивные, пропитанные любовью к миру и простотой обращения к божественному, выставки арт-команды Анненкирхе стали заметным явлением не только в области современного христианского искусства, находящегося в поисках верного тона для актуального донесения евангельской проповеди, но и в современном искусстве в целом.

Автор — Мария Логинова